«Мнемотехника в развитии речи детей»
«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей«
Актуальность темы:
К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Поэтому для решения этой проблемы мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Цель:
Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
Задачи исследования.
1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.
Методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
- Развитие связной и диалогической речи.
- Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
- Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
- Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
- Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы используются:
- для обогащения словарного запаса
- при обучении составлению рассказов
- при пересказах художественной литературы
- при заучивании стихов
- при отгадывании и загадывании загадок
Этапы использования мнемотаблиц:
Этап № 1 — Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2 — Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап № 3 — Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания
Этап № 4 — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап № 5 — Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
3. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.
4. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.
5. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.
Результаты:
Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники., дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:
- Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
- Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
- Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
- Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
- появился интерес к заучиванию стихов;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Используемая литература:
- Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Розова Ю.Е.
- Мнемотехника для начальной школы. Беленькая Т.Б.
Консультация «Стихи в картинках» ⇒узнать подробно
Наши схемы к стихотворениям и рассказам ⇒ подробнее