Технология: Использование мнемотехники в связной речи детей

 «Мнемотехника в развитии речи детей»

«Использование мнемотехники в развитии связной речи детей«

Актуальность темы:

К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

  • недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
  • бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.

Поэтому для решения этой проблемы мы считаем, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

Цель:

Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.

Задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.

2. Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.

3. Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.

4. Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

Объект исследования: связная речь в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.

Методы: анализ педагогической литературы, наблюдение, беседы, количественный анализ результатов.

С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:

  • Развитие связной и диалогической речи.
  • Развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам.
  • Обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами.
  • Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
  • Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
  • Содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Мнемотаблицы используются:

  • для обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при заучивании стихов
  • при отгадывании и загадывании загадок

Этапы использования мнемотаблиц: 

Этап № 1  —  Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап № 2  —  Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап № 3 —  Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания
Этап № 4  — Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап № 5  — Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Этапы работы над стихотворением:

1.     Выразительное чтение стихотворения.

2.     Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

3.     Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль.

4.     Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме.

5.     Чтение  отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6.     Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

7.     Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.

Результаты:

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники., дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

  • Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.
  • Словарный запас детей  из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе.
  • Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
  •  Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.
  • появился   интерес к заучиванию стихов;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

                  Используемая литература:

  • Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Розова Ю.Е.
  • Мнемотехника для начальной школы. Беленькая Т.Б. 

Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении раска­зыванию детей дошкольного возраста»

Консультация «Стихи в картинках»  ⇒узнать подробно

Наши схемы к стихотворениям и рассказам  ⇒ подробнее 

WordPress theme: Kippis 1.15